Какой будет Черная пятница 2024 в Украине и мире: исследование Promocodius.com
Более 88% украинцев знают, что такое Черная пятница. Многие уже составляют списки интересующих товаров в ожидании грандиозных скидок, а продавцы готовятся к ажиотажу. При этом статистика говорит, что мировая популярность события с 2019 года постепенно снижается. Эксперты Promocodius готовы рассказать, какой будет ЧП в Украине и мире в 2024 году.
Мы провели опрос среди наших партнеров и теперь делимся выводами в этом материале.
На основе данных опроса эксперты Promocodius также создали занимательную инфографику. Она поможет более наглядно представить как описанные в статье, так и другие факты о Черной пятнице, которые могут и удивить, и шокировать.
Какие компании примут участие в Черной пятнице?
В нашем опросе приняли участие мелкие, средние и крупные компании из различных сфер:
- Онлайн-магазины;
- физические ритейлеры;
- сервисы;
- оптовые поставщики;
- представители b2b-сегмента.
Все 100% респондентов заявили, что планируют участвовать в Черной пятнице, придерживаясь той или иной тактики. Если в розничном сегменте компании ориентируются на моментальные скидки в 15-60%, то в сфере товаров и услуг для бизнеса большая ставка делается на улучшение условий долгосрочного партнерства, установку новых деловых контактов, снижение стоимости консультаций, обслуживания и т.п.
Компании, которые в этом году примут участие в ЧП впервые, ответили, что снизят цену только на отдельные товары в пределах 15-20%.
Какие цели ставят компании во время ЧП?
Это может удивить, но только 12% компаний ожидают, что благодаря Черной пятнице увеличится их доход. В то же время 87% респондентов не сомневаются, что событие привлечет новых клиентов и повысит лояльность существующих. Некоторые компании в этот период соглашаются на снижение валовой прибыли ради выстраивания доверительных отношений с покупателями. Это, по мнению бизнесменов и маркетологов, позволяет в конечном счете получить более весомую долгосрочную выгоду.
«Черная пятница — это не просто день в календаре. Это стратегическая инициатива, которая постоянно увеличивает наш годовой доход», — говорит Бензо Ли, основатель компании Autoboxup.
Что касается моментальных скидок, ритейлеры в первую очередь планируют понижать стоимость премиальных товаров. Также в ход пойдут сегментированная стратегия снижения стоимости (чем больше сумма покупки, тем выше дисконт), акции формата «1+1=3», подарки к заказам, выгодные условия кредитования и проч.
Интересно, что в большинстве случаев стоимость товаров и услуг будет снижена на 20-40%. Всего лишь десятая часть компаний предложит дисконт ниже данной отметки или более чем 60%. Некоторые компании, согласно нашему опросу, еще не определились ни с регулярным, ни с максимальным размером скидок, а также с ассортиментом товаров. Наиболее вероятная причина этого — нежелание раскрывать свою маркетинговую стратегию перед конкурентами.
Не менее амбициозная цель для многих компаний — изучить реакцию покупателей во время повышенного ажиотажа. Показатель удовлетворенности клиентов поможет проанализировать успешность бизнеса в этот период. Также с помощью этих данных можно будет разработать новые стратегии привлечения и удержания покупателя в будущем.
Товары, которые будут популярны во время Черной пятницы
В топ 5 самых востребованных категорий во время ЧП в Украине вошли:
- Одежда.
- Обувь.
- Бытовая техника.
- Электроника.
- Косметика и парфюмерия.
В целом интерес к этим же группам товаров возрастает во всем мире. При этом не стоит забывать, что в Черной пятнице примут участие не только физические и онлайн-магазины, но и разнообразные сервисы. Благодаря этому по выгодной цене удастся приобрести билеты на концерты, подписки на стриминговых платформах, пакеты консультаций в частных клиниках, услуги разных специалистов (сборка мебели, ремонт авто, изготовление и починка одежды) и многое другое.
Многие компании готовы открыть доступ к частичному или полному акционному ассортименту заранее — в среду или четверг, а также продолжить его на выходных. Киберпонедельник, традиционно посвященный гаджетам и электронике, компании из других сфер часто воспринимают как продолжение Черной пятницы и предлагают такие же или обновленные дисконты и подарки.
Максимальные скидки во время ЧП в Украине и в мире
Хотя скоро объявления интернет-магазинов запестрят баннерами, анонсирующими скидки до 90%, статистика подает более скромные результаты. Согласно данным нашего исследования, средний показатель максимального дисконта в Украине — 64%. В общемировом рейтинге мы соседствуем с Великобританией (63%) и США (66%). Для сравнения: в Италии и Германии этот параметр доходит только до 45% и 53% соответственно.
При этом среднее количество товаров, приобретаемых во время Черной пятницы с дисконтами, во всех упомянутых странах составляет 4. В Украине этот показатель установился на уровне 3,8.
Чего ждут продавцы и покупатели от Черной пятницы в 2024 году?
Как мы уже выяснили, ключевая цель для продавцов во время ЧП — заручиться лояльностью клиентов, чтобы получить большую прибыль в перспективе. Помимо этого у компаний появляется возможность:
- Выгодно продать наименее ликвидный товар;
- показать покупателям позиции, которые остались бы без внимания в другое время;
- на основании результатов Черной пятницы подготовить стратегию предновогодних распродаж.
Несмотря на снижение общего ажиотажа вокруг ЧП, согласно данным Google Trends, все опрошенные нами компании считают, что интерес к распродажам в 2024 году усилится.
Покупатели, само собой, больше всего ждут больших скидок на любимые товары и услуги. Статистика показывает: средний показатель ожидаемого максимального дисконта в Украине составляет 62%, что соотносится с реальными показателями в магазинах. В Румынии покупатели ожидают скидки в районе 43%, но магазины предлагают даже больше — 54%. В Перу же желания и предложения соотносятся как 62% и 51% соответственно.
Среднестатистический украинец готов потратить во время ЧП $116. Самые расточительные — жители США с показателем в $485, а наиболее экономные — пакистанцы с $35. Однако в Пакистане уровень продаж во время Черной пятницы увеличивается на удивительные 11 525% по сравнению с обычной пятницей. В Украине этот показатель гораздо скромнее — 1303%.
Также наши данные говорят о том, что за последние 5 лет увеличилось количество «охотников» за скидками. Примерно 69% покупателей ищут привлекательные цены и в офлайн-, и в онлайн-магазинах. Только в каком-то одном формате дисконт отслеживают менее 20% клиентов.
Вывод
Черная пятница — действительно знаменательное событие в мире шоппинга как для покупателей, так и для продавцов. Интерес к нему фиксируется во всех уголках планеты. В 2024 году компании выстраивают различные стратегии участия в ЧП. Например, некоторые готовы пожертвовать моментальной выгодой, чтобы в перспективе получать регулярный доход от довольных постоянных клиентов.